Красовский
Александр Федорович

Автор:

Александр Лапин
Гонки длиною в жизнь

Как-то, в уже далеком 2007 году, перед соревнованиями по картингу и супермото, приуроченными к 40-летию СДЮСТШ по автомотоспорту, тогдашний директор школы Сергей Гончарик, чествуя гонщиков разных лет, оставивших заметный след в истории белорусского авто- и мотоспорта, среди множества достойных фамилий произнес имя Александра Красовского. Честно говоря, мне сначала показалось, что речь идет о каком-то однофамильце прославленного гонщика, ибо предполагалось, что человек должен подняться на подиум и получить памятный подарок, а Александру Федоровичу в том году исполнилось бы 99 лет. На подиум никто не вышел, и тогда я решил уточнить у организаторов, откуда у них это имя. Выяснилось, что взято оно было из юбилейной книги ДОСААФ, в которой Красовский упоминался как ветеран автомотоспорта и один из чемпионов Беларуси. Больше об этом человеке никто ничего не знал. И это и не удивительно, ведь те, кому это имя о чем-то говорит сами уже далеко не молодые люди. А между тем было время, когда эта фамилия была известна всем любителям спорта не только в Беларуси, но и во всем Советском Союзе.

Речь идет об Александре Федоровиче Красовском, выдающемся гонщике и талантливом инженере, одном из основоположников белорусского мотоциклетного и автомобильного спорта.

Александр Красовский. Зимний мотокросс, 1937 г.

Александр Федорович родился в 1908 году в Москве. Сын инженера летательных аппаратов, он с детства интересовался техникой. Мальчику нравилось все, что двигалось по земле или летало по воздуху. Однако особой его страстью были автомобили, которые с шумом проносились по пыльным улицам Москвы начала XX века, пугая зазевавшихся прохожих и конные экипажи. Уже в 14 лет чтобы как-то помочь своей семье, Саша устроился на работу в авторемонтные мастерские. Вот тут-то он, наконец, получил возможность вплотную соприкоснуться с техникой, которая впоследствии стала делом всей его жизни.

На дистанции А. Красовский, 1937 г.

В 1934 году, когда Александр был на военной службе, он впервые принял участие в мотогонках, проводимых Московским автомотоклубом. И сразу стал побеждать. Через три года, в 1937-м, на первых в Советском Союзе соревнованиях по оборонным видам спорта занял второе место в ипподромных гонках, стал чемпионом по прыжкам с трамплина на мотоцикле.

Конечно, такими прыжками сегодня никого не удивишь, однако в те времена сам факт полета мотоцикла вызывал у зрителей не меньше восхищения, чем сейчас бэк-флипы мастеров мотофристайла. О популярности этих соревнований говорит еще и тот факт, что частыми гостями на них были тогдашние руководители страны, такие как Ворошилов и Буденный.

Однако самым главным поклонником Александра Федоровича был его родной племянник Сережа. Катая малыша на баке своего мотоцикла, Красовский вряд ли мог предположить, что через каких-то 15 лет имя Сергея Овчинкина будет греметь на всю страну и он станет одной из ярчайших звезд советского мотоспорта.

Командующий ВВС Московского военного округа Василий Сталин и многократный рекордсмен и чемпион СССР Сергей Овчинкин

Виртуозность владения мотоциклом не осталась незамеченной и в 1937 году Александр Красовский был приглашен преподавать мотодело в военной академии имени Фрунзе. В 1939 году победил в мотокроссе имени В.П.Чкалова в командном первенстве.  А годом ранее установил рекорд Советского Союза в гонке на 1 км с места, и Валерий Павлович, большой любитель автомотоспорта, поздравив, вручил гонщику памятный подарок — именной фотоаппарат «ФЭД».

В.П. Чкалов принимает парад участников соревнований. Крайний справа Александр Красовский. 1938 г.

В 1941 году, в апреле, произошло важное событие в жизни Александра Красовского: он женился на своей девушке, Зинаиде Боровской. Однако счастье молодой семьи оборвала война.

Поскольку начало боевых действий застало Александра в Белостоке, то он буквально с первых же дней оказался в гуще сражений. С оружием в руках, как и тысячи советских людей, участвовал в сопротивлении наступающим немецким войскам. Затем было ранение, плен, фашистские лагеря. Оправившись от ранения, переболев тифом, Александр Красовский совершил вместе с товарищем побег. Они пытались дойти до линии фронта, но были схвачены немцами. Освобождение пришло только в 1945 году.

Все это время его молодая жена Зина, родные и друзья находились в полном неведении о судьбе Александра Федоровича, но верили в то, что он жив и вернется. И он вернулся!

После войны Красовские жили в Бресте. Там Александр возглавил автомотоклуб, начал готовить молодых спортсменов.

В 1947 году в Таллинне проводился первый чемпионат Советского Союза по шоссейно-кольцевым мотогонкам. В классе 500 куб. см наиболее подготовленными считались прибалтийские и российские спортсмены, однако Красовскому в упорной борьбе удалось вклиниться между эстонцем Томсоном и латышом Гриндбергсом, завоевать серебряную медаль. Эстонцы всегда были неравнодушны к гонкам, и поэтому уже на следующий день многие эстонские газеты вышли с целыми полосами, посвященными гоночным баталиям. В этих статьях немало строк было уделено и Александру Красовскому.

Таллинн, 1947 г. А. Красовский после гонки и фрагмент одной из эстонских газет того времени

Последующие годы ознаменовались успешными выступлениями брестской команды. Не отставал от своих воспитанников и “играющий тренер”. На протяжении 10 лет, с 1946 по 1956 год, Красовскому в республике практически не было равных среди мотогонщиков на машинах в классе 500 куб. см. Он был 14-кратным чемпионом Беларуси.

На старте А. Красовский

И в личной жизни случились радостные события: родились дочки — сначала Марина, потом Алла. А жена, Зинаида Стефановна, не только поддерживала увлечение мужа, но и сама немало сделала для развития белорусского мотоспорта, ведь она стала судьей всесоюзной категории (у мужа — республиканская) и в последующем возглавляла комитет ДОСААФ Минского мотовелозавода.

Главный судья соревнований З.С.Красовская

В 1951 году Красовского приглашают на работу в Минск, в центральный автомотоклуб. Успешный гонщик и тренер, Александр к тому же был прекрасным инженером, способным не только подготовить к надежной работе гоночный двигатель, но и создать абсолютно новые спортивные моторы. Именно поэтому в 1953 году его пригласили на Минский мотовелозавод на должность старшего инженера в отдел главного конструктора. А уже через год он возглавил экспериментальный цех, на базе которого впоследствии стали выпускать легендарные гоночные “макаки”, на которых выступали гонщики во всем Советском Союзе. Примерно в то же время в мире стали набирать популярность гонки на картах, и, естественно, Красовский не мог оставаться в стороне.  Он был одним из первых, кто сконструировал и построил карт в Беларуси, тем самым дав начало столь популярным ныне гонкам в нашей стране.

Приход на мотовелозавод Красовского положительно сказался на выступлениях в гонках заводской команды, которая за короткий промежуток времени стала одной из сильнейших не только в Беларуси, но и в Советском Союзе. Заводские спортсмены с равным успехом выступали как в мотокроссе, так и в шоссейно-кольцевых, ипподромных и многодневных гонках. Примером тому может служить тот факт, что в 1963 году весь подиум чемпионата Советского Союза по ипподрому заняли заводские гонщики Анатолий Лукьянчик, Александр Стефанович и Евгений Шерстнев.

В 1956 году в возрасте 48 лет Александр Красовский решает пересесть с двух колес на четыре, начав карьеру автогонщика. В следующем году проектирует и строит гоночный автомобиль “Формула IV” собственной конструкции и сам же принимает на нем участие в гонках. И снова ему сопутствовал успех.  В 1958 году Красовский становится бронзовым, а в 1959-м серебряным призером чемпионата Советского Союза в классе гоночных автомобилей до 2500 см3. Всего через десять лет после первого звания мастера спорта СССР (1948 г.) ему присваивается второе — теперь уже по автоспорту.

А. Красовский. в гонке на машине собственной конструкции
Парад участников соревнований. №17, А. Красовский. Минск, Октябрьская площадь. 1959 г.

Гонки всегда были и остаются травмоопасным видом спорта. В 1960 году в Ленинграде во время чемпионата Советского Союза на Невском кольце Александр попал в страшную аварию. Во время прохождения поворота произошло разрушение одного из элементов задней подвески, в результате чего машина на огромной скорости, переворачиваясь и подминая под себя гонщика, вылетела с трассы. Травмы, полученные при аварии, были мало совместимы с жизнью, но Красовский выжил. Выжил в первую очередь благодаря заботе жены и детей, поддержке родных и друзей, которые оказались рядом в этот трудный для мужественного спортсмена момент.

Восстановление после аварии было очень тяжелым и длительным, но гонщик смог победить свой недуг и снова включиться в спортивную жизнь страны. А уже в 1962 году прославленный спортсмен был удостоен чести открывать первую в Беларуси шоссейно-кольцевую трассу в Боровой, на которой в последующие годы проводилось множество соревнований, в том числе и международных.

А. Красовский на открытии шосейно-кальцевой трассы «Боровая»

И еще долго его воспитанники поднимались на подиумы всесоюзных соревнований, восхищали своим мастерством болельщиков, а также мальчишек и девчонок, многие из которых впоследствии пополняли ряды белорусских авто- и мотогонщиков. Да и сам Александр Федорович был частым и желанным гостем на соревнованиях.

В 1978 году Александру Красовскому присваиваются почетные звания Ветерана мотоциклетного и автомобильного спорта СССР. 

Главный судья соревнований А.Ф.Красовский (крайний слева) и первый секретарь ЦК КПБ П.М.Машеров (в центре)
Александр Красовский с женой Зинаидой и дочерьми Аллой и Мариной. 1967 г.

Александр Федорович Красовский был отличным гонщиком, наставником, талантливым инженером. Он любил жизнь, любил гонки, любил свою семью. Был глубоко интеллигентным человеком. Незадолго до смерти начал писать книгу воспоминаний о себе, о гонках, о войне. Но закончить не успел… Сердце Александра Красовского остановилось теплым июньским вечером 1984 года. В это же самое время в Таллинне на трассе «Пирита», той самой, на которой 37 лет назад он завоевал “серебро” в послевоенном чемпионате СССР, делал свои первые шаги в мотоспорте его внук, Александр… Это был я.


В статье использованы фотографии из личного архива А. Лапина.