Автор:
Как-то, в уже далеком 2007 году, перед соревнованиями по картингу и супермото, приуроченными к 40-летию СДЮСТШ по автомотоспорту, тогдашний директор школы Сергей Гончарик, чествуя гонщиков разных лет, оставивших заметный след в истории белорусского авто- и мотоспорта, среди множества достойных фамилий произнес имя Александра Красовского. Честно говоря, мне сначала показалось, что речь идет о каком-то однофамильце прославленного гонщика, ибо предполагалось, что человек должен подняться на подиум и получить памятный подарок, а Александру Федоровичу в том году исполнилось бы 99 лет. На подиум никто не вышел, и тогда я решил уточнить у организаторов, откуда у них это имя. Выяснилось, что взято оно было из юбилейной книги ДОСААФ, в которой Красовский упоминался как ветеран автомотоспорта и один из чемпионов Беларуси. Больше об этом человеке никто ничего не знал. И это и не удивительно, ведь те, кому это имя о чем-то говорит сами уже далеко не молодые люди. А между тем было время, когда эта фамилия была известна всем любителям спорта не только в Беларуси, но и во всем Советском Союзе.
Речь идет об Александре Федоровиче Красовском, выдающемся гонщике и талантливом инженере, одном из основоположников белорусского мотоциклетного и автомобильного спорта.
Александр Федорович родился в 1908 году в Москве. Сын инженера летательных аппаратов, он с детства интересовался техникой. Мальчику нравилось все, что двигалось по земле или летало по воздуху. Однако особой его страстью были автомобили, которые с шумом проносились по пыльным улицам Москвы начала XX века, пугая зазевавшихся прохожих и конные экипажи. Уже в 14 лет чтобы как-то помочь своей семье, Саша устроился на работу в авторемонтные мастерские. Вот тут-то он, наконец, получил возможность вплотную соприкоснуться с техникой, которая впоследствии стала делом всей его жизни.
В 1934 году, когда Александр был на военной службе, он впервые принял участие в мотогонках, проводимых Московским автомотоклубом. И сразу стал побеждать. Через три года, в 1937-м, на первых в Советском Союзе соревнованиях по оборонным видам спорта занял второе место в ипподромных гонках, стал чемпионом по прыжкам с трамплина на мотоцикле.
Конечно, такими прыжками сегодня никого не удивишь, однако в те времена сам факт полета мотоцикла вызывал у зрителей не меньше восхищения, чем сейчас бэк-флипы мастеров мотофристайла. О популярности этих соревнований говорит еще и тот факт, что частыми гостями на них были тогдашние руководители страны, такие как Ворошилов и Буденный.
Однако самым главным поклонником Александра Федоровича был его родной племянник Сережа. Катая малыша на баке своего мотоцикла, Красовский вряд ли мог предположить, что через каких-то 15 лет имя Сергея Овчинкина будет греметь на всю страну и он станет одной из ярчайших звезд советского мотоспорта.
Виртуозность владения мотоциклом не осталась незамеченной и в 1937 году Александр Красовский был приглашен преподавать мотодело в военной академии имени Фрунзе. В 1939 году победил в мотокроссе имени В.П.Чкалова в командном первенстве. А годом ранее установил рекорд Советского Союза в гонке на 1 км с места, и Валерий Павлович, большой любитель автомотоспорта, поздравив, вручил гонщику памятный подарок — именной фотоаппарат «ФЭД».
В 1941 году, в апреле, произошло важное событие в жизни Александра Красовского: он женился на своей девушке, Зинаиде Боровской. Однако счастье молодой семьи оборвала война.
Поскольку начало боевых действий застало Александра в Белостоке, то он буквально с первых же дней оказался в гуще сражений. С оружием в руках, как и тысячи советских людей, участвовал в сопротивлении наступающим немецким войскам. Затем было ранение, плен, фашистские лагеря. Оправившись от ранения, переболев тифом, Александр Красовский совершил вместе с товарищем побег. Они пытались дойти до линии фронта, но были схвачены немцами. Освобождение пришло только в 1945 году.
Все это время его молодая жена Зина, родные и друзья находились в полном неведении о судьбе Александра Федоровича, но верили в то, что он жив и вернется. И он вернулся!
После войны Красовские жили в Бресте. Там Александр возглавил автомотоклуб, начал готовить молодых спортсменов.
В 1947 году в Таллинне проводился первый чемпионат Советского Союза по шоссейно-кольцевым мотогонкам. В классе 500 куб. см наиболее подготовленными считались прибалтийские и российские спортсмены, однако Красовскому в упорной борьбе удалось вклиниться между эстонцем Томсоном и латышом Гриндбергсом, завоевать серебряную медаль. Эстонцы всегда были неравнодушны к гонкам, и поэтому уже на следующий день многие эстонские газеты вышли с целыми полосами, посвященными гоночным баталиям. В этих статьях немало строк было уделено и Александру Красовскому.
Последующие годы ознаменовались успешными выступлениями брестской команды. Не отставал от своих воспитанников и “играющий тренер”. На протяжении 10 лет, с 1946 по 1956 год, Красовскому в республике практически не было равных среди мотогонщиков на машинах в классе 500 куб. см. Он был 14-кратным чемпионом Беларуси.
И в личной жизни случились радостные события: родились дочки — сначала Марина, потом Алла. А жена, Зинаида Стефановна, не только поддерживала увлечение мужа, но и сама немало сделала для развития белорусского мотоспорта, ведь она стала судьей всесоюзной категории (у мужа — республиканская) и в последующем возглавляла комитет ДОСААФ Минского мотовелозавода.
В 1951 году Красовского приглашают на работу в Минск, в центральный автомотоклуб. Успешный гонщик и тренер, Александр к тому же был прекрасным инженером, способным не только подготовить к надежной работе гоночный двигатель, но и создать абсолютно новые спортивные моторы. Именно поэтому в 1953 году его пригласили на Минский мотовелозавод на должность старшего инженера в отдел главного конструктора. А уже через год он возглавил экспериментальный цех, на базе которого впоследствии стали выпускать легендарные гоночные “макаки”, на которых выступали гонщики во всем Советском Союзе. Примерно в то же время в мире стали набирать популярность гонки на картах, и, естественно, Красовский не мог оставаться в стороне. Он был одним из первых, кто сконструировал и построил карт в Беларуси, тем самым дав начало столь популярным ныне гонкам в нашей стране.
Приход на мотовелозавод Красовского положительно сказался на выступлениях в гонках заводской команды, которая за короткий промежуток времени стала одной из сильнейших не только в Беларуси, но и в Советском Союзе. Заводские спортсмены с равным успехом выступали как в мотокроссе, так и в шоссейно-кольцевых, ипподромных и многодневных гонках. Примером тому может служить тот факт, что в 1963 году весь подиум чемпионата Советского Союза по ипподрому заняли заводские гонщики Анатолий Лукьянчик, Александр Стефанович и Евгений Шерстнев.
В 1956 году в возрасте 48 лет Александр Красовский решает пересесть с двух колес на четыре, начав карьеру автогонщика. В следующем году проектирует и строит гоночный автомобиль “Формула IV” собственной конструкции и сам же принимает на нем участие в гонках. И снова ему сопутствовал успех. В 1958 году Красовский становится бронзовым, а в 1959-м серебряным призером чемпионата Советского Союза в классе гоночных автомобилей до 2500 см3. Всего через десять лет после первого звания мастера спорта СССР (1948 г.) ему присваивается второе — теперь уже по автоспорту.
Гонки всегда были и остаются травмоопасным видом спорта. В 1960 году в Ленинграде во время чемпионата Советского Союза на Невском кольце Александр попал в страшную аварию. Во время прохождения поворота произошло разрушение одного из элементов задней подвески, в результате чего машина на огромной скорости, переворачиваясь и подминая под себя гонщика, вылетела с трассы. Травмы, полученные при аварии, были мало совместимы с жизнью, но Красовский выжил. Выжил в первую очередь благодаря заботе жены и детей, поддержке родных и друзей, которые оказались рядом в этот трудный для мужественного спортсмена момент.
Восстановление после аварии было очень тяжелым и длительным, но гонщик смог победить свой недуг и снова включиться в спортивную жизнь страны. А уже в 1962 году прославленный спортсмен был удостоен чести открывать первую в Беларуси шоссейно-кольцевую трассу в Боровой, на которой в последующие годы проводилось множество соревнований, в том числе и международных.
И еще долго его воспитанники поднимались на подиумы всесоюзных соревнований, восхищали своим мастерством болельщиков, а также мальчишек и девчонок, многие из которых впоследствии пополняли ряды белорусских авто- и мотогонщиков. Да и сам Александр Федорович был частым и желанным гостем на соревнованиях.
В 1978 году Александру Красовскому присваиваются почетные звания Ветерана мотоциклетного и автомобильного спорта СССР.
Александр Федорович Красовский был отличным гонщиком, наставником, талантливым инженером. Он любил жизнь, любил гонки, любил свою семью. Был глубоко интеллигентным человеком. Незадолго до смерти начал писать книгу воспоминаний о себе, о гонках, о войне. Но закончить не успел… Сердце Александра Красовского остановилось теплым июньским вечером 1984 года. В это же самое время в Таллинне на трассе «Пирита», той самой, на которой 37 лет назад он завоевал “серебро” в послевоенном чемпионате СССР, делал свои первые шаги в мотоспорте его внук, Александр… Это был я.
В статье использованы фотографии из личного архива А. Лапина.