Автор:
Николай Андреевич Кобелев — один из сильнейших мото спортсменов бывшего СССР, член национальной сборной, участник Чемпионатов мира и Европы, заслуженный тренер БССР. Монолог известного спортсмена сегодня представлен вашему вниманию.
Моя спортивная история начинается в далеком 1958 году, когда Валерий Аркадьевич Одессов, живший со мной в одном доме, дал впервые проехать на мотоцикле, и я этим делом «заболел». Ни одного дня у меня не проходило без мысли о технике, о соревнованиях, о победах в конце концов. Пошел заниматься во Дворец пионеров, преподавателем у нас на тот момент был Каспирович Казимир Иванович, который и научил меня азам управления мотоцикла, подготовки техники, да и не только меня, многие ребята через его руки прошли, тот же Одессов. Но кружок был общеобразовательным, его целью являлось обучить молодежь езде на мотоцикле, а я хотел не просто ездить, а стать гонщиком. Стал искать профессиональную команду, особого труда мне это не составило, так как спорт этот был в то время очень развит и различных кружков, клубов, обществ, команд хватало. Но для того чтоб тебе дали мотоцикл мало только одного желания, ты должен показать себя как водитель, доказать, что ты достоин. Тренера команды политехнического института меня заметили и пригласили идти заниматься к ним. Дали мотоцикл, создали условия для тренировок. И тут наступает переломный момент — Одессов уходит в армию и как своему воспитаннику передает мне свои «сокровища» — специально подготовленные цилиндры, высоко оборотистый глушитель, комплект свечей и т.д. Мотоцикл приобрел серьезный боевой вид, и я стал показывать высокие результаты. Но гонщиком «республиканского масштаба» мне оставаться не хотелось. В 1961 году я еду на всесоюзный мотокросс в Калининград. Очень серьезный набор спортсменов, но надо такому случиться, что юноши не собрались. Долго думали и решили запустить нас вместе с мужчинами. А мне всего 15 лет, что делать, как ехать? Но ничего, выдержал. Пятое место в состязании с взрослыми, опытными спортсменами. После этой гонки меня приглашают в Республиканский автомотоклуб. Как уже зарекомендовавшего себя спортсмена сразу дают новый мотоцикл класса 125. На нем я выигрываю практически все гонки в республике, среди юношей конечно, и наступает следующий переломный момент — меня замечает Лев Воронович, гранд советского спорта, и предлагает перейти в Спортивный клуб армии, где занимался он и Одессов. Упускать такой шанс было нельзя. Но встал другой вопрос — меня не хотят отпускать из Республиканского клуба, Воронович «включает» весь свой авторитет, против которого не устоять никому и я тренируюсь в СКА. Получаю звание «Мастер спорта». Но время не стоит на месте, прозвучал последний звонок, отгуляли на выпускном и я стал готовиться к поступлению в ВУЗ. А в какой? В политехнический институт конечно, на специальность «двигатель внутринего сгорания». Но, увы… Мой возраст был экспериментальный, т.е., 3 оценки аттестата складывались с четырьмя оценками вступительных экзаменов, а в школе я то был не отличником, вот и получилось, что балов мне не хватило. А что грозит парням, которые не поступают после школы в учебное заведение? Армия, что еще. Воронович обещал устроить в спортивную роту, где бы я смог продолжать заниматься спортом, но в военкомате уже знали, что у меня 3 прыжка с парашютом и в спорт. роту отпускать категорически отказались. Сколько их не просили, не уговаривали, все бесполезно. На 3 года моим домам стала пятая бригада специального назначения, которая находилась в Марьиной горке. В 1964 году вводят норматив «Кандидат в мастера спорта» и все мои очки заработанные на «Мастера» переходят в зачет КМС. Я на это не обращаю внимания, и все 3 года стараюсь подготовить себя к будущим стартам, бегаю, прыгаю, качаюсь. Лишь материя служит в армии, душа на трассе. Наша часть подчинялась Москве и ни мои слезы, ни письма, ходотательства не могли вырвать меня от туда. Три года в ноль. В 1967 году я демобилизовался и сразу же пошел к Вороновичу, который к тому времени уже входил в состав сборной СССР, участвовал во многих международных соревнованиях, но главное все же заключалось в том, что он имел уникальные мотоциклы ижевского завода, которые были «заряжены» от и до. Вновь выполнил норматив «Мастер спорта», без проблем выигрывал гонки, так как мне ни чего не мешало — я был молодой, напористый, не курящий, не пьющий. Но гонки гонками, а учиться надо. Полтора года в армии я был старшиной роты, мне это нравилось, у меня получалась быть начальником, и я решаю стать тренером. Стал ускоренно изучать химию, биологию и поступаю в физкультурный институт. И мне понравилось учиться там, предметы прекрасные, учителя замечательные, изучаем структуру человека, его анатомию, возможности, вообщем здорово. Стал хорошо учится, выбрали секретарем факультета.
В 1970 году вводят понятие «Кубок Дружбы Социалистических стран», в большой обойме этих соревнований значился такой вид спорта, как «мото биатлон» — тот же биатлон лыжный, только летом и на мотоцикле. Бежишь 20 метров, заводишь мотоцикл и выезжаешь на большой круг длинной 25 километров, проезжаешь этот круг и начинается стрельба по тарелочкам из мелко калиберной винтовки, не попадаешь в одну — штрафной круг 3 километра. Затем метание гранаты, должен метнуть минимум на 40 метров, недолет 5 метров — штрафной круг и т.д.. Затем еще два круга по 25 километров. Родоначальниками этого вида спорта были немцы. А у нас такого вида спорта не было и по этому пришлось в срочном порядке создавать сборную. Воронович к тому моменту уже был постоянным членом сборной команды СССР по моторалли, имел свой авторитет и посоветовал тренеру пригласить на сборы и меня. Приехали на сбор в Ковров, а там тройной состав, а нужны лишь шесть лучших. Уверенно отстрелял, кинул гранату на 50 метров и попал в заветную шестерку.
Наконец-то настало время ехать в Германию на первый в истории «Кубок Дружбы». Приезжаем на трассу в город Шверин, а там мама родная, все гонщики на подбор, лучшие мотоциклы, реклама, а мы как дикари — уродливая форма, сапоги, мотоциклы в сравнение по скоростным качествам вообще не годятся. Но пошел дождь, трассу размыло и это был наш конек — на мягкой, грязной трассе показать скоростные качества мотоцикла нельзя, для такой гонки нужны тяжелые, тупые, хорошо работающие на низких оборотах мотоциклы, такие как наши «Ковровцы», главное было доехать. На первом этапе лидерство принадлежало чеху, который показал на первом кольце лучшее время, но меткая стрельба, стабильно высокий результат в кидании гранаты и удачное преодоление второго и третьего этапа вывели меня на первое место. Второй призер, немец, финишировал лишь спустя пять минут.
В 1972 году должно было состояться грандиозное событие — Чемпионат мира по моторалли. На протяжении всего 1971 года мы к нему готовились. Выезжали на этапы Чемпионата Европы, но только в социалистические страны, правда, один раз ДОСААФ дал денег на поездку в Италию, в город Бергамо. Трасса была очень сложная, горы, утесы, крутые спуски, камни, ужас. Поехали на тренировку, да не в ту сторону, позже разметчики нас на трассе встретили и сказали об этом. Вообщем сложно было, я эту гонку на всю жизнь запомнил. Пришло время Чемпионата мира в Чехословакии, в городе Шпиндлерув Млин. Впервые сборная СССР выступала на чешских мотоциклах «Ява». Ощущения были, конечно, безумные, мы не могли нарадоваться, сидишь как за роялем, передний тормоз, все как у людей, не-то что наши советские «чемоданы». Соревнования делились на два зачета «Всемирный трофей» и «Серебряная ваза», но все ехали в одной группе, отличием являлись маленькие буквы Т и V на стартовых номерах спортсменов. Я выступал в зачете «Ваза». В этом году трассы дополнительных испытаний — кросса, ускорения и проверки шумности двигателя стали постоянными на все дни гонки, да и основные дорожные соревнования приобрели большую стабильность: каждый дневной этап в 300-330 километров включает два круга в одном направлении, что ранее считалось не допустимым. И все же характер шестидневки остался незыблемым: 2000-километровая, многочасовая гонка на грани человеческих возможностей, по дорогам, перед которыми обычный мотокросс выглядит прогулкой. На старт этой тяжелейшей гонки вышло 379 спортсменов из таких «мотостран» как Англия, ГДР, Голландия, Испания, Италия, США, Финляндия, Швеция, ЧССР и многих других. Около 200 корреспондентов со всего мира освещали ход шестидневной борьбы — такого не знала еще ни одна мотоспортивная встреча.
По жеребьевке я стартовал первым. За ночь перед гонкой все мотоциклы ставят в закрытый парк, там их проверили, запечатали, замаркировали, чтобы не было подмена деталей. Всю ночь идет дождь. На утро выкатываю мотоцикл, готовлюсь к старту, но не могу его завести, что-то видимо за ночь из-за дождя отсырело. Пять минут мучался, пока завел, а время бежит, секундомер включен и пришлось догонять. Сразу после старта подъем идет длинный, да еще и водой размытый, и я краем глаза вижу, что не все гонщики могут на него подняться. Но я то грязь любил и мне это удается, лишь где-то три метра до самой верхушки не дотянул, упал на колени и изо всех сил все же мотоцикл на гору затянул. Начал догонять, обгонять, стал попадать под струю грязи выбрасываемой колесами впереди идущего мотоцикла и засорил глаза, но все же доехал. Врачи меня посмотрели, ввели специальную мазь, и за ночь зрение восстановилось. Здорово проехал второй день и к вечеру получаю телеграмму, что у меня родился сын. Сразу появился эмоциональный подъем, захотелось лучше выступить, но выше себя ведь не прыгнешь, да и трасса высохла — «не моя» стала, вообщем довел гонку до конца. Команда выступила наша неплохо: все финишировали, в «Трофее» четвертое место, в «Вазе» седьмое, в процентном соотношении от лидера у меня серебряная медаль. Удостоился звания лучшего советского гонщика выступающего на мотоцикле «Ява».
После этого чемпионата старший тренер сборной попросил меня заняться командой по мото биатлону, на что, конечно же, я согласился. Этот вид спорта был очень популярен, очень престижным для ДОСААФа, а мотоспорт был только там, ну и частично в армии. Как тренер я должен был провести два сбора в году и выехать на 6-7 международных соревнований. Как правило, мы всегда выигрывали, редкий случай, когда мы занимали второе место. Естественно как белорус я был заинтересован в том, чтобы в сборной было как больше наших: Лопух ездил, Гируть, Евсеевич, Шинкевич, Самкович. Я пытался всех провести, но конкуренция была большая, российские ребята крепко ехали — Саша Нифонтов, Сережа Поворов, они вдвоем в ралли Париж — Дакар участвовали. В 1989 году совет министров БССР выделил профессиональные виды спорта, благо мотоспорт в этот список попал. Организовалась профессиональная команда по мотокроссу, у нас был свой штат, свои спортсмены, тот же Гируть, Тылецкий, Лопух. Наступает роковой для спорта 1991 год, год распада СССР. Перестал существовать ДОСААФ, и это привело к полному концу, когда мы стали на рельсы голого капитализма. Клубы стали распадаться, спортсменов становилось все меньше и меньше. Тренер стал не востребован. И мы с Вороновичем решили заняться начальной подготовкой мотокроссменов развивая вело кросс. Мы знали, что этот вид спорта имеет серьезное продолжение во многих странах. Немножко узнали об этом побольше: трасса с трамплинами и поворотами длинной 400 метров, общий старт по 8 человек и т. д.. Стали строить, организовывать клубы, потянулись дети, велозавод стал делать специальные велосипеды ВМХ. Но одной трассы стало мало, начали «выдавливать» их и в других городах. В общем, дело пошло. Но велосипеды со временем стали «уставать», они требовали ремонта и т.д.. К соревнованиям стали допускать и модели других стран, которые были на порядок дороже, но, соответственно, и лучше. Не все потянули, образовалась так сказать своя элита и начала пропадать массовость. Тем не менее, спорт этот живет, мы имеем порядка 5-6 трасса, и наши спортсмены удачно выступают за рубежом. Следующим нашим шагом в популяризации мотоспорта стали этапы Чемпионата мира и Европы проводимые в Белоруссии. Не совсем всю это так гладко проходило, как могло показаться со стороны, но зритель шел, ему было интересно, оценки за проведение у международной федерации были высокие. Но, тем не менее, и здесь мы пришли в упадок. Имея отличные трассы, желания, мы не имеем возможностей.
Пустили нас всех в свободное плавание. Через друзей занимаюсь перегоном и продажей автомобилей. Где какие предложения есть, за то и беремся, семью то надо кормить. Но все же надо надеяться, что время пройдет и некогда сильный белорусский мотокросс еще будет звучать. Что мы хуже всех что ли?