Лапин
Вениамин Иванович

Автор:

Александр Лапин
Уральская звезда белорусского мотоспорта

Если бы маленького Веньку Лапина спросили о мечте всей его жизни, то в ответ несомненно услышали бы: конечно гармонь. И в этом не было ничего удивительного, ибо в те времена на киноэкранах страны с успехом демонстрировался фильм «Солдат Иван Бровкин», главный герой которого виртуозно растягивал меха вышеназванного инструмента. Вскоре мечта мальчика осуществилась – на день рождения родители подарили ему настоящий баян. Не откладывая дело в долгий ящик, он тут же взялся его осваивать, для чего даже записался в музыкальный кружок. Результат не заставил себя ждать – уже через некоторое время Веня мог достаточно неплохо музицировать. И быть бы ему музыкантом, да только жил он тогда в Ирбите – городе, известном не только производством тяжелых мотоциклов «Урал», но и богатом на различные соревнования на этих самых «Уралах». И вот, к звукам гармони, столь милым сердцу мальчика, стал примешиваться и рокот мощных оппозитников М-72. Так в жизни Вениамина Лапина появилась еще одна страсть – мотогонки, причем не просто гонки, а именно на мотоциклах с коляской.

В 1959 году в возрасте 15 лет он поступает в местный мотоклуб. На первых порах «Урал» оказался пареньку не по силам, и начинать пришлось с легкого «Ковровца». Это обстоятельство ничуть не расстроило Веню, тем более, как и в случае с гармонью, успех был всего лишь делом времени. Принимая участие в различных соревнованиях, будь то кросс, ипподром или гонки по ледяной дорожке, он набирался опыта и от гонки к гонке все ближе подбирался к подиуму и наконец взошел на него. Это были 3-е место на «льду» и 2-е на ипподроме в областных соревнованиях.

В 1960 Веня устраивается работать на Ирбитский мотоциклетный завод. Там он, поступив в заводскую мотосекцию, оказывается среди таких легенд советского мотоспорта, как Вениамин Губин, Генрих Вартаньян, Анатолий Быков, Геннадий Мотов, Леонид Лешков и Анатолий Сибирцев. Здесь ему уже доверили выступать на более мощной машине – ИЖ 350. Череда успешных выступлений снова показала, что парень определенно имеет талант в этом деле.  

Спустя некоторое время появилась возможность попробовать себя на «коляске», правда, пока только в качестве колясочника у одноклубника. Однако первый опыт был неудачным. Водитель оказался не слишком умелым и на первой же тренировке здорово приложил Веньку к столбу, торчавшему из земли недалеко от трассы. Естественно это происшествие напрочь отбило охоту сидеть в коляске. Юноша предпочел сам управлять мотоциклом, а в напарники пригласил своего приятеля Виктора Шаноурина. Им обоим было по 18 лет. Так в Ирбите появился самый молодой на тот момент экипаж.

Конечно сражаться на равных с такими звездами как Мотов и Лешков ребята не могли, но твердо держались поблизости. Но вскоре Шаноурина забрали в армию. И пока Веня искал себе нового колясочника, ему вновь поступило предложение самому посидеть в коляске. Дело в том, что во время очередных соревнований Геннадий Мотов сломал ногу, и оставшийся не у дел его колясочник Толя Сибирцев решил сам сесть за руль, а место в коляске предложил Вене. Вторая попытка оказалось более успешной. Экипаж выиграл отборочные на чемпионат Советского Союза… Но тут уже самого Веньку призвали в армию.

Служить юноша попал в группу советских войск в Германии (ГСВГ). А пока он проходил курс молодого бойца, его старшие товарищи из заводского мотоклуба, будучи на Чемпионате Советского Союза по мотокроссу, поделились информацией о нем с командой ГСВГ: мол, служит там у вас наш молодой, да подающий надежды… Так, к концу 1963 года, Вениамин Лапин оказался в спортивном клубе армии и смог продолжить заниматься любимым делом.

Там началась совсем другая жизнь: постоянные тренировки и гонки занимали практически все время. Команда ГСВГ принимала участие в соревнованиях как на территории ГДР, так и в Советском Союзе. А гонщики армейского мотоклуба были одними из лучших спортсменов страны. Единственное, что огорчало, так это то, что в клубе уже были сильнейшие экипажи Анатолий Раутенфельд–Александр Портнягин и Юрий Соколов–Владимир Дрожжин, поэтому Лапину снова пришлось сесть на одиночку. Но теперь ему предстояло сражаться не только с соотечественниками, но и с сильнейшими спортсменами Германии. Естественно, это был бесценный опыт, и уже в 1964 году Вениамин редко опускался ниже пятого места, а иногда и вовсе попадал на подиум в национальных первенствах ГДР по мотокроссу в классе мотоциклов с объемом двигателя 350 см куб.

Вениамин Лапин на первенстве ГДР в Кёнигс-Вустерхаузен. 1965 г.

Наряду с национальными соревнованиями в ГДР также проводилось немало и международных. Интересны они были тем, что на них нередко съезжались многие звезды мирового мотокросса, и зимний кросс 1965 года в городе Апольда не стал исключением. Один только заявочный список класса 250 см куб. вызывал трепет в сердцах болельщиков. Там были такие звезды как чемпионы мира бельгиец Жоель Робер, немец Пауль Фридрихс, швед Торстен Хальман и многие другие титулованные спортсмены.

По результатам трех заездов на вершине подиума оказался победитель этапов чемпионата мира чехословацкий гонщик Властимил Валек, второе место занял чемпион мира немец Пауль Фридрихс, третье – его соотечественник  Фред Вильямовски. Вениамин Лапин стал шестым, что было весьма неплохо учитывая звездный состав участников. Далее было 4-е место в Зеелове и 3-е на первенстве ГДР в Торгау.

Вениамин Лапин на этапе чемпионата СССР в Каунасе. 1965 г.

В этом же 1965 году Вениамин впервые стартует в чемпионате Советского Союза по шоссейно-кольцевым мотогонкам в классе гоночных мотоциклов 175 см куб. на немецком MZ и завоевывает 4-е место на первом этапе в Каунасе. К сожалению, развить успех на следующих этапах не удалось из-за падения и поломки мотоцикла. Тем не менее этот чемпионат сыграл важную роль в дальнейшей жизни Вениамина Лапина. В Каунасе он познакомился с юной очаровательной девушкой Мариной, как потом оказалось, дочерью руководителя белорусской команды, известного советского авто- и мотогонщика Александра Красовского. Молодые люди стали встречаться и через некоторое время поженились, а чуть позже в результате этого союза на свет появился и автор этих строк. 

В конце 1965 года Лапин получает травму колена и после выздоровления начинает выступать в классе мотоциклов с коляской. Его колясочником стал сослуживец Валерий Еремин.

В 1966 году экипаж Лапин–Еремин становится победителем первенства Армии в классе мотоциклов с коляской 750 см куб. В июне этого же года принимают участие в международном мотокроссе в городе Штендаль и занимают 4-е место в классе 350 см куб.

Вениамин Лапин и Валерий Еремин на первенстве Армии, 1966 г.

Далее в календаре следовал чемпионат Советского Союза по мотокроссу в эстонском Выру. В тот год на участие в классе мотоциклов с коляской заявилось большое количество участников – более 60 экипажей. Организаторы решили проводить полуфиналы. Парни успешно прошли отбор, финишировав третьими. Однако в самом финале удача отвернулась от них. Сначала проблемы с поплавковой камерой карбюратора в первом заезде, затем пробитое колесо во втором не дали возможности финишировать. Вся надежда оставалась на третий – финальный заезд. 

В нем они выиграли старт и несколько кругов удерживали лидерство, но из-за появившихся перебоев в работе коробки откатились на 3-е место, пропустив вперед экипажи Юрия Соколова–Владимира Дрожжина и Игоря Шипицина–Вениамина Чернакова. А еще через пару кругов развалившаяся муфта кардана с корнем вырвала коробку передач, поставив жирный крест на амбициях молодых спортсменов.

В 1967 году экипаж сначала завоевал бронзу на первенстве ГСВГ, а затем и на чемпионате ГДР. Также в планах было участие в чемпионатах СССР по мотокроссу и шоссейно-кольцевым мотогонкам, но во время одной из тренировок Лапин сломал ногу, и им не суждено было осуществится.  Впрочем, данное происшествие позволило наконец торжественно отпраздновать свадьбу. Дело в том, что в начале года Вениамин, будучи на гонках в Минске, официально оформил отношения со своей девушкой Мариной Красовской. После этого он вынужден был срочно вернуться в Германию, поэтому торжество молодые люди решили перенести на более удобное время. И вот в назначенный день молодой муж явился, как говорится, во всей красе – в гипсе и на костылях. К счастью, как уже упоминалось выше, девушка была из гоночной семьи, и это обстоятельство не сильно шокировало ее и ее родителей, чего нельзя было сказать о гостях. После свадьбы молодые люди уехали в Германию долечивать травмированную ногу супруга.

Вениамин Лапин с супругой Мариной. Кадр из документального фильма
«Парни на мотоциклах». 1970 г.
Не смотря на травмированную ногу в 1967 г. Вениамин Лапин с Валерием Ереминым все же приняли участие в одном из этапов чемпионата СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Это фото интересно тем, что мотоцикл на котором они выступают оснащен необычным оппозитным двигателем ИМЗ объемом 350 см куб.

К 1968 году восстановившись после травмы, Вениамин вместе с Валерием Ереминым с новыми силами окунулись в гоночные сражения и завоевали серебро в первенстве ГДР. Впереди их ждал очередной чемпионат Советского Союза по мотокроссу в Валге.

Памятуя о неудаче на прошлом чемпионате, спортсмены тщательно перепроверили все узлы своего гоночного мотоцикла и небезосновательно надеялись на подиум. Со старта первого заезда они ушли в лидирующей группе, однако завершить круг так и не смогли. Перед одним из поворотов образовался небольшой завал, и, когда Вениамин стал оттормаживаться, сзади на большой скорости в них влетел один из соперников. Удар был настолько сильным, что обод заднего колеса вогнуло до самой оси. Было очень обидно, но сдаваться парни не собирались.

Во втором заезде их экипаж после старта оказался в середине пелетона и постепенно стал пробираться наверх, финишировав в результате на 3-м месте.

Ну а финальный заезд Лапин с Ереминым блестяще выиграли, лидируя со старта до финиша, и по сумме очков стали серебряными призерами чемпионата Советского Союза по мотокроссу 1968 года.

Вениамин Лапин и Валерий Еремин на чемпионате СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам в Риге. 1968 г.

В этом же году у Лапиных появился первенец. И если раньше супруга сопровождала мужа на всех соревнованиях, то с ребенком это стало проблематично. Поэтому в 1969 году Веня принял решение демобилизоваться из армии, и молодая семья переехала жить в Минск.

В Минске Вениамин устроился работать на мотовелозавод и стал выступать за заводскую команду. С этого момента он сам стал проектировать и строить свои гоночные мотоциклы.

Победители традиционного мотокросса на приз Н. Гастелло Вениамин Лапин и Юрий Сотников. 1969 г.
На трассе Вениамин Лапин с Юрием Сотниковым. 1969 г.

На первых порах его колясочником стал Юра Сотников. Они сходу выиграли традиционный мотокросс на приз Н. Гастелло, а затем и чемпионат Беларуси по шоссейно-кольцевым мотогонкам. А еще через некоторое время Лапин пригласил в свой экипаж молодого гонщика Анатолия Панковца.

На несколько следующих лет этот тандем станет практически непобедимым в республике и одним из сильнейших в стране в классе гонок на мотоциклах с коляской.

Вениамин Лапин с Анатолием Панковцом

На чемпионате Советского Союза 1969 г. по шоссейно-кольцевым мотогонкам в классе 750 см куб. они становятся четвертыми. Вернувшись с этого выступления, буквально за несколько дней и ночей с нуля собирают «коляску» для участия в чемпионате Союза, теперь уже по мотокроссу в классе 350 см куб. Времени было катастрофически мало, и эта затея была очень похожа на авантюру. Тем не менее, работа над мотоциклом была закончена вечером, как раз накануне гонки. Ехать предстояло в Вильнюс. Ни о какой обкатке не могло быть и речи. Под рукой из транспорта был только досаафовский  «Москвич-407» в кузове «универсал», им то парни и решили воспользоваться. Засунув в салон мотоцикл, предварительно удалив заднее сиденье, и водрузив коляску на крышу, на ночь глядя двинулись в путь. И вот раним утром следующего дня на трассу в пригороде Вильнюса из предрассветного тумана, натужно гудя двигателем и качаясь на кочках из стороны в сторону, выполз «Москвич» со странной конструкцией на крыше. Это и были наши герои.

Быстро соединив мотоцикл с коляской, экипаж выехал на тренировку и тут же показал лучшее время круга. Дальше больше. После взмаха стартового флага Лапин с Панковцом на, по сути, не обкатанном мотоцикле первыми устремились на трассу и стали отрываться от основного пелетона. Учитывая все обстоятельства, это было какое-то чудо. Впрочем, длилось оно не долго. Бессонная ночь не прошла бесследно, да и мотоцикл вел себя не совсем так, как надо. Одним словом, к середине заезда парни стали терять позиции, а затем и вовсе сошли. Выступление получилось ярким, но недолгим. Как потом говорил Вениамин: «мотор сдох, и машинист устал немного…».

Вообще, за время совместных выступлений с ними происходило немало курьезных случаев. Так, например, в 1970 году в Таллинне, на третьем этапе чемпионата Советского Союза по шоссейно-кольцевым мотогонкам, Вениамин Лапин и Анатолий Панковец лидировали по ходу заезда в классе 350 см куб. Однако внезапно отвалившийся из-за лопнувшего хомута карбюратор спутал все планы. Оставшуюся часть гонки Толе пришлось прижимать его рукой к патрубку. Все бы и ничего, да вот только он, время от времени забывая о своей основной задаче, норовил выполнить и функции колясочника, свешиваясь на поворотах вместе со злосчастной деталью в руке. Мотор начинал глохнуть, Веня кричал, чтобы Толя немедленно вернул карбюратор на место, а тот в ответ отшучивался, что таким образом помогает тормозить. Так, переругиваясь, они и добрались до финиша… на втором месте.

Вениамин Лапин с Анатолием Панковцом на одном из этапов Чемпионата Советского Союза. 1970 г.

Итогом того года снова стало 4-е место в чемпионате СССР. Но зато в Беларуси они выиграли абсолютно все гонки как в мотокроссе, так и кольце.

В 1971 году Советский Союз впервые решил принять участие в нескольких этапах чемпионата Европы по мотокроссу на мотоциклах с коляской. Для этого стал формироваться состав сборной из лучших экипажей страны. В число кандидатов попали и Лапин с Панковцом. К сожалению, для них все закончилось на этапе подготовки документов для выезда за границу. Дело в том, что у Толи возникли какие-то трудности с их оформлением и в результате вместо них поехал другой экипаж.

Летом этого же года Вениамин Лапин и Анатолий Панковец принимают участие в чемпионате страны по «кольцу», причем сразу в двух классах 350 и 750 см куб..

Вениамин Лапин и Анатолий Панковец на старте заезда. Чемпионата СССР.
Рига, 1971 г.

На первом этапе в Риге в классе 350 см куб. они заняли 2-е место, а в классе 750 см куб. – 1-е. На втором – 4-е место в обоих классах. Причем в классе З50 см куб. не обошлось без приключений. В середине гонки лопнули крепления двигателя, и для того, чтобы он не выпал из рамы, Вене пришлось удерживать его коленями до самого финиша.  На третьем этапе в Таллинне в классе 350 см куб. снова 2-е место, что позволило в итоге им стать серебряными призерами страны. А вот в классе 750 см куб., выйдя по ходу гонки на 1-е место и удерживая его большую часть дистанции, Лапин с Панковцом серьезно претендовали на золото в чемпионате. Имея достаточно комфортный отрыв, им нужно было только так и доехать до финиша. Но за несколько кругов до окончания гонки коробка предательски застряла на первой передаче. В результате – сход и итоговое четвертое место.

2-й этап чемпионата СССР в Вильянди, 1971 г. В заезде лидируют Вениамин Лапин и Анатолий Панковец (№3). Их преследует эстонский экипаж Вамбола Хелм–Кууло Неухаус.

Это стало их последним совместным выступлением. Анатолий Панковец решил строить свою собственную карьеру уже в качестве водителя. Но болельщики еще долго вспоминали их тандем, настолько яркими были их выступления на трассе.

Автор статьи с мамой. Минск, 1971 г.

Последующие годы Вениамин не менее успешно выступал уже с другими колясочниками. С Анатолием Середой в 1972 году они стали бронзовыми призерами чемпионата страны по шоссейно-кольцевым мотогонкам в классе 350 см куб., выиграв последний этап в Таллине.

В 1973 году с Юрием Холодным также претендовали на подиум чемпионата, заняв 2-е место на первом этапе. Но на оставшихся двух подвела техника.

Вениамин Лапин и Анатолий Середа. Чемпионат БССР по мотокроссу на трассе в Курасовщине. 1972 г.
Вениамин Лапин с Юрием Холодным. 1973 г.

Начало 1970-х годов в кольцевых мотогонках на мотоциклах с коляской ознаменовалось общей тенденцией к уменьшению высоты мотоциклов для создания лучшей аэродинамики и управляемости. 19- и 16-дюймовые колеса, которые использовались на мелкосерийных мотоциклах «Стрела» ирбитского завода, уходили в прошлое. Им на смену стали приходить 10- и 13-дюймовые. Лапин в своей конструкции решил использовать 10-ти дюймовые колеса с шинами от инвалидной мотоколяски серпуховского завода. В классе 350 см куб. эта резина вполне себе позволяла доезжать до финиша. Однако в 1974 году Вениамин строит новый мотоцикл со спаренным двигателем «Чезет» объемом 720 см куб., и теперь было достаточно одного заезда для того, чтобы задняя покрышка пришла в негодность. С этой же проблемой столкнулись и другие экипажи. Выходом из ситуации стало использование специальных гоночных покрышек иностранного производства, в частности Dunlop, которые стали закупать для своих гонщиков республиканские клубы.

Вениамин Лапин с Анатолием Середой. 1972 г.

Быстро изнашиваемая резина не позволила Лапину с новым колясочником Михаилом Сазанковым финишировать в двух первых этапах чемпионата СССР 1974 года.

Тем не менее, они отправились на третий этап, где уже на контрольных заездах заднее колесо взорвалось. На выручку пришли соперники из украинской команды, отдав им свой поношенный Dunlop.

Стартуя с последнего места, Лапин и Сазанков уже на первом круге, обогнав всех соперников, вырвались в лидеры. Однако на этот раз уже поломка тормозного суппорта не дала им финишировать.

Преимущество французских покрышек было очевидно для всех, кроме тех, кто тогда руководил мотоспортом в Беларуси. Они посчитали нецелесообразным использование «заморского» продукта, предложив продолжать пользоваться изделиями советского автопрома.  Несмотря на дороговизну, Вениамин сам попытался купить эту резину, но в советские годы сделать это оказалось совсем непросто. 

Став третьим на первенстве Вооруженных сил в 1975 году и выиграв очередной Чемпионат Беларуси в 1976 году, Вениамин Лапин завершил спортивную карьеру.

В 1978 году ему присваивается почетное звание «Ветеран мотоциклетного спорта».

2017 г. Мотокросс памяти А.Тылецкого. Слева направо: Вениамин Лапин, Владимир Евсиевич, Андрей Малейчик, Анатолий Панковец.

Отработав более 30 лет на ММВЗ, Вениамин Иванович вышел на пенсию в 2000 году в должности начальника гальванического цеха. Сейчас, как и многие пенсионеры, он с супругой Мариной большую часть времени проводит на даче. Но без дела не сидит, постоянно что-то мастерит и строит. Да и про свою детскую мечту тоже не забывает. Порой достает баян и задумчиво растягивая меха играет давно забытые мелодии, вспоминая свое детство и бурную спортивную молодость.


В статье использованы фотографии из личного архива А. Лапина.