Одессов
Валерий Аркадьевич

Автор:

Борис Самкович
Судья «Горячих льдов» и «Крутых виражей»

Интервью с Валерием Одессовым.

Борис Самкович, газета «Автодайджест», начало 2000-х годов.

Валерий Аркадьевич Одессов – сегодня я хочу познакомить вас именно с этим выдающемся человеком, который всю свою жизнь работает на благо белорусского автомотоспорта. Великолепном атлете, Гонщике с большой буквы, мастере спорта по мотоспорту, судье Всесоюзной категории, заслуженном тренере Республики Беларусь, да и просто  хорошим человеком.

Валерий Аркадьевич, как вы пришли в мотоспорт?

Непосредственно в мотоспорт я пришел достаточно рано, перед этим занимался практически всеми видами спорта. Лыжи, коньки, штанга. Все это развило во мне те физические качества, которые необходимы мотоспортсмену.

В 1954 году случайно оказался в  «Минском  дворце пионеров и школьников», где и начал заниматься в кружке мотоциклистов. Там я и  освоил азы управления мотоциклом и пошел заниматься мотоспортом к Деоминскому Леониду Тимофеевичу в Республиканский автомотоклуб. От туда перешел в сильную, профессиональную команду «Минского Дома офицеров», которая обладала большой базой отличных, по тем меркам, кроссовых мотоциклов «Ковровец».

Расскажите о ваших результатах, как спортсмена, так и как тренера.

 За короткий период удалось достичь очень хороших результатов, так как была хорошо подготовлена техника и я был физически готов к жесткой борьбе на трассе. Удалось выступить на нескольких чемпионатах белорусского округа, и я в составе команды поехал на чемпионат БССР. Тогда я был еще юноша, но по правилам мог выступать также и во «взрослой» группе. Но по невезению я забыл дома паспорт. Хоть и все представители команд знали, что я юноша, но ни кто не хотел, чтобы я выступал в своей возрастной категории, так как там я мог выиграть. Пришлось ехать за «мужчин». На старте было 52 спортсмена. Из них, как сейчас помню, было заявлено 26 мастеров спорта. Старт принял очень удачно, ушел где-то в первой десятке, за несколько кругов разобрался, шел в пятерке, на 17 кругу стал третьим, на 18 – первым, 19 и 20 круги я лидировал и победил. Получил звание «Чемпион БССР» и «Мастер спорта СССР».       

Лидирует Валерий Одессов, № 22

На чемпионате СССР по мотомногоборью очень долго лидировал, но случилась неприятность, – я шел на экспериментальном мотоцикле «М-214», он вышел из строя, много времени потратил на ремонт, потерял драгоценные секунды и в итоге занял 5 личное и 1 командное место. А вот на Чемпионате БССР в 1963 году я стал чемпионом по ипподромным гонкам, по кроссу и по мотомногоборью. «Хеттрик» такой.

После армии я окончил «Автомеханический техникум» и в тот же день уехал поступать в Москву в «Центральный институт физической культуры» на единственное в стране отделение «автомотоспорта». В 1974 году, став специалистом с высшим образованием, меня пригласили работать директором «Специализированной детско-юношеской школы по автомотоспорту». Я согласился и поставил перед собой задачу вывести школу на лидирующие позиции в советском автомотоспорте. Оставалось подготовить технику, подобрать людей и выбрать тактику. Мы провели сборы по картингу, хорошо подготовились и приехали чемпионами СССР. Параллельно работали по мотоспорту и наша команда три года подряд выигрывала Чемпионат Союза по мотомногоборью. Благодаря усилиям школы мы построили картинговую трассу в Боровой, на которой до сих пор проходят крупные соревнования. Трасса получила высокие оценки лучших спортсменом и заслужила законную популярность.

Валерий Оддессов, № 42, преследует бронзового призера чемпионата мира 1963 г., Игоря Григорьева, № 54

Я слышал такую историю, что вас “похоронили заживо”. Не могли бы вы рассказать ее  подробнее?

Был такой неприятный случай. По просьбе ЦК ДОСААФ БССР меня попросили начать заниматься трековыми гонками на мотоциклах по гаревой дорожке. Тогда этот класс начинал только развиваться, а решающих людей не было. Треков не было, тренироваться я был вынужден на мокром асфальте, и на куске ипподрома в Молодечно. Но у меня все же пошло, в Львове я установил рекорд стадиона, перекрыв рекорд чемпиона мира Плеханова. Была надежда, но не было условий тренироваться, а чемпионаты Беларуси надо было проводить и его проводили на стадионе «Трудовые резервы» около площади «8 Марта». Стадион не полностью соответствовал требованиям безопасности, по бокам стояли железобетонные блоки. На третьем кругу я пошел на обгон гонщика из Уфы Брагина. На вираже у него слетает башмак, и он падает мне под колесо, я закрыл ручку газа, машину развернуло, она стала не управляемая и я врезался в этот железобетонный забор. Сломал руки, залетел на 5 ряд трибун, сорвало шлем и голым черепом я упал вниз. Была серьезнейшая травма, меня доставили в больницу. Оказали первую помощь. В приемном покое было душно, и я отправился на поиски прохлады, не зная того, забрел в морг и там прилег. Тем временем подготовили операционную, а меня нет, начали искать и нашли лежачим в морге. Мне сделали операцию и уже буквально через два с половиной месяца я принял участие в чемпионате СССР среди мото заводов. Тогда я должен был победить, но вышла судебная ошибка и среди 72 стартовавших я был всего лишь пятым. Командой мы тогда победили.

Современному болельщику вы больше известны как судья автомобильных соревновании. Как вы стали автомобильным «рефери»?

К судейству автомобильных соревнований я пришел очень рано, еще во время занятий в доме пионеров. В начале мне поручали простые работы. Затем в 1957-1958 годах мы судили чемпионаты СССР по кольцевым автогонкам. Позже меня все чаще стали привлекать к судейству. С годами приходил опыт и мне было присвоено звание «Судья всесоюзной категории».

После распада СССР все затихло. Я решил построить трассу по автокроссу и тем сам возродить автоспорт в стране. Благо людей, которым было еще не все равно, что станет с белорусским автоспортом, хватало. Трассу в Масюковщине мы построили, организовали «Белорусскую автомобильную федерацию». Меня выдвинули на пост вице-президента.

Валерий Одессов беседует с председателем республиканского совета БелОСТО Александром Харламовым

Как вы оцениваете развитие автоспорта в РБ?

В течение последнего года я не ходил на гонки, не смотрел, так как у меня появились разногласия с федерацией на счет правил проведения соревнований. Я имею богатый опыт и иногда “отступаю от бумаги”. Трек у нас мотоциклетный, а судим по автомобильным правилам. Гонка не должна быть “бухгалтерской разборкой”. Из-за этих разногласий я устал. Для нашего трека надо придумывать другую формулу, возможно выпускать по три машины в заезд. Что касается кросса, то здесь все нормально, кросс я сужу, мне нравиться. Прежде чем развивать спорт надо создать базу. Не будет трасс, не будет и развития.

Ваш любимый гонщик?

Геннадий Моисеев, трех кратный чемпион мира по мотокроссу. Советскими мотокросменами этот рекорд так и не был побит.