Калачев
Александр Федорович

Автор:

Борис Самкович
Спортсмен, который знает вкус победы

Александр Федорович Калачев в свое время являлся одним из сильнейших мотогонщиков Советского Союза. «Мастер спорта», многократный чемпион республики по шоссейно-кольцевым и трековым гонкам, по мотокроссу и многодневным гонкам ЭНДУРО, победителем и неоднократным призером Чемпионатов СССР. Сегодня известный спортсмен делиться своими воспоминаниями. Занимался я, как и все ребята того времени, многими видами спорта — это легкая атлетика, лыжный спорт и т.д. И как-то в одно время увлекся велосипедом. Нравилась скорость, но хотелось чего-то лучшего. И было решено переделать его в мопед. Достал маленький двигатель, фару, спидометр и все это установил на раме велосипеда. Попробовал, вроде ничего — километров 60-65 едет. Стал кататься. Ребята смотрят, то же хотят проехать, а мне что, жалко, что ли? Посадил рядом с собой мальчишку, тронулись, но не успели еще разогнаться, как от большого веса, а, следовательно, и большей нагрузке на двигатель оборвало шатун на коленчатом валу. Только собрал и на тебе. Толком и покататься не успел.

Бросать это дело не хотел, и двигатель решил своими силами восстановить. А из чего? С запчастями в то время тяжело было, а мотор еще и немецким был, так что вообще «труба дело». Писал письма в Германию, но все безрезультатно. Затем в Москве на необходимые запчасти натолкнулся и сразу же купил.
Перебрал двигатель, поставил на раму, заводить, а он не хочет. А оказалось, что когда половинил картер, отверткой его повредил и из этих щелей сосало воздух. Но ничего, вновь разобрал, на притирочной доске половинки выровнял и снова «в бой». Вот после этого и началась тяга к технике.

Году в 1963 еще пацаном попал на Минский мотовело завод. В то время там тренировались такие звезды как Анатолий Лукьянчик, Геннадий Гладкий, Александр Стефанович, Юрий Баранов и многие другие. Мне, как новичку, хороший мотоцикл, конечно же, не дали. Сказали, мол, что если хочешь, то вот тебе куча старых запчастей, соберешь себе «кроссач» — поедешь, нет — значит нет. Деваться было некуда и пришлось из этого металлолома мотоцикл построить. Разумеется, на этой «посудине» за первые места бороться не приходилось, но я набирался опыта, который пригодился мне потом.
И тут из Москвы на завод приезжает тренер по мотоболу. Создали мотобольную команду, всем выдали экипировку, новые мотоциклы. Решил «погонять мяч» и я. Начали тренироваться, учились на заднем колесе ездить, «волчки» делать и т. д.. Меня даже капитаном команды выдвинули. Начались игры, мы неплохо играли, стали Чемпионами БССР и приняли участие в Первенстве Советского Союза, где заняли третье место.

После такого успеха меня замечает Александр Мельхиорович Стефанович — очень сильный и известный гонщик, чемпион СССР.
Первым моим уже серьезным стартом стали гонки на льду. Александр Мельхиорович немного меня за собой поднатаскал, показал точки торможения и разгона, научил правильно закладывать мотоцикл на вираже. Стало получаться, и в той гонке я взял бронзу. Такой успех не оставил равнодушным моего тренера и он стал привлекать меня и в другие дисциплины.

Летом, в Бресте, я уже поехал на кольцо. Сделали неплохой двигатель, настроили его, но не усмотрели за валом переключения коробки передач — он был изрядно подношен и шлицов на нем практически не осталось. Я сразу со старта первым уезжаю, ухожу в отрыв и проворачивает лапку — не могу переключаться. Останавливаюсь, тем временем меня все обгоняют, Стефанович мне новый рычаг ставит, и я опять на трассу выхожу, всех обгоняю, ухожу в отрыв и тут опять проворот. Так за гонку четыре раза в тех. зону заезжал, но вторым все же приехал. А это был первый этап двух этапного Чемпионата Республики. Вторая гонка в Минске была. Тут я уже свое не упустил. Подготовил технику, выиграл гонку и тем самым стал Чемпионом Беларуси.

Александр Калачев после гонки

После всех моих успехов руководством завода было решено сделать меня испытателем. О такой работе гонщик мог только мечтать — это постоянная работа с техникой, можно было тренироваться без ограничения.

Мои результаты становились все лучше и лучше. Постепенно стал входить в элиту белорусского мотоспорта. В составе команды ММВЗ начал выезжать на Чемпионаты СССР по многодневным гонкам ЭНДУРО. В командном зачете вначале стал бронзовым призером, затем было серебро и, в конце концов, золотая медаль Чемпионата страны.

Как-то интересная многодневная гонка в Минске проходила — Чемпионат БССР. Как раз в то время на завод поступили уникальные мотоциклы Серпуховского мотозавода, которые за свои качества в народе так и назывались — «уникалки». Мотоцикл был просто чудом, отлично управлялся, шестиступенчатая КПП, мотор за 20 сил и т.д.. Одну такую машину Толе Лукьянчику дали, а вторую Гене Гладкому. По регламенту на «уникалке» в той гонке ехать было нельзя. Но все же Гладкого в мой класс допустили. И четыре дня он меня песком «кормил». То есть, стартовал он первым, а я вторым, в лес заезжаем, Гена меня ждет, затем ноги в песок ставит и газу. Эта вся «каша» в меня летит. Обогнать его не могу — двигатель не позволяет, у меня то ведь все по правилам — стандартная «макака». На пункт контроля времени приезжаем, я судьям так мол и так. Они Гладкого попросили, а он смеется: «Пусть молодой терпит». Злости у меня хватило, и я гонку в таких условиях до финиша довел. Последним этапом была общая для всех шоссейно-кольцевая гонка. Тут-то я не проигрываю не кому. На газ нажал и всех «вычистил». Штрафных очков я не набрал и по сумме всех этапов занял первое место. На заводе после этого скандал был. Как молодой пацан на стандартном мотоцикле выиграл у уже опытного гонщика?

Затем меня стали просить, чтоб я на кросс ездил. Но было тяжело физически. Как-то на зимний кросс приехали, а там такие колеи нарыты, что о-е-ей. На тренировке попробовал — лег, второй раз — лег. Не могу, тяжело, да еще и свечу залило. Сел на горке и сижу. Тут Лукьянчик пронесся, за ним Рунец, Гладкий, Стефанович. Александр Мельхиорович останавливается и говорит: «Чего сидишь»? Я отвечаю: «Свечу залило». Он мне новую дал и сказал, чтоб я ехал. Пока я на горе сидел, все за ними подсмотрел и начал сам так ехать. Стало получаться. Гонка была на следующий день, но была еще одна проблема — нужна была хорошая резина. Здесь я проявил смекалку — взял обычное мотобольное колесо и ножовкой нарезал на нем нужный протектор. Утром старт. Где-то десятым уезжаю, вхожу в темп и начинаю обгонять соперников, постепенно подобрался к лидеру — Гене Рунцу. Долго боролись, но, в конце концов, моя взяла.

Так из года в год я шел на подъем. Меня все больше и больше боялись соперники. Были случаи, когда я по четыре раза в год выигрывал Чемпионаты Республики в разных дисциплинах.

Но все же моим коньком оставались шоссейно-кольцевые гонки. И постепенно я переключился исключительно на «кольцо». Постоянно выигрывал все гонки в Беларуси и стал выступать в Чемпионатах страны. Чемпионат СССР состоял из четырех этапов — два весной и два в августе. Как правило, в Прибалтике, затем еще киевскую трассу «Чайка» подключили. В зачет шло три лучших результата. Тренерами сборной тогда были Лев Семенович Воронович и Николай Андреевич Кобелев. Они мне все твердили: «Саша, приедь три раза вторым и ты Чемпион». Я молодой был и этого не понимал — хотел ехать только первым. Выигрываю один этап, затем второй, где-то какой-то сход, а где-то подстроят. Россия и Прибалтика не могли пережить, что белорусский гонщик едет первым. Все знают, что мне чеку с замка цепи снимали, колесо могли спустить, с магнеты провод перерезали и опять вставляли — два круга едешь, а потом все. Козни были, кто — не знаю, но такие люди были. Так чемпионом я не стал, в 1972, 1974 и 1975 году вторым был по сумме всех этапов. Даже два Всесоюзных рекорда круга были, а вот до чемпионства всегда немного не дотягивал.

Всесоюзные соревнования давали огромный опыт. Пользуясь этим, я стал подтягивать за собой и молодежь. Был у меня один отличный парень— Юра Базюков. Как меня однажды Шурик Стефанович под свое крыло взял, так я тогда Юрку. Молодец был, талантливый парень. Я ему мотор подготовил, сам настроил, личные качества кольцевика в нем воспитал, и он у меня Чемпионом СССР среди юниоров стал. Даже медаль мне золотую как тренеру дали. Если бы не в юношах он, а в мужиках выиграл, я бы «Заслуженного тренера» получил бы, но все равно приятно. Жаль, что судьба у него печальная оказалась. С работы он возвращался, в автобусе ехал, а тот перевернулся и загорелся. 65% тела у него в ожогах было. Но он выжил, жил, однако в позапрошлом году похоронили мы его. Жаль, очень жаль, отличный парень был.

Я многим ребятам помогал. Отлично мы с Севой Кленикским поработали. Он у нас на заводе главным конструктором работал и занимался картингом. Толковый парень, делал очень сильные моторы, настраивал ходовые, но не получалось у него ехать. 4-5, в тройку не как не мог попасть. Тогда я предложил ему свою помощь. Выехали на трассу, я как посмотрел: «Сева да ты что, кто тебя учил»? Он сразу к мои словам отнесся не очень хорошо, а потом прислушался, стал выполнять мои наставления. Переучивать тридцатилетнего парня было сложно и доходило даже до того, что мы траекторию езды мелом рисовали на асфальте. Но ничего, все у нас получилось, и Всеволод стал побеждать.

В 1983 году, на минском стадионе «Динамо» гонка ледовая была. Я зимой уже давненько не ездил, а тут вдруг решил. Достал свой старый мотоцикл. Одел свой кожаный, кольцевой, сшитый как у заводских гонщиков YAMAHA комбинезон и выехал на тренировку. В поворот закладываю, что-то не то, еще пару раз — одно и то же. Мотоцикл работает отлично, неужели сам ездить разучился? Остановился, ко мне ребята подбегают: «Саша ты чего»? Я мотоцикл быстро загрузил и в клуб. Приехал, начал думать. На пол мотоцикл поставил, сел в него и вижу, что мой комбинезон не дает должным образом заложить мотоцикл на бок. Надеваю ватники, прыг в седло, совсем другое дело. На завтра выезжаю на дорожку и только меня видели — первое место.
В 1984 году с мотогонками я закончил и пересел на формулу. Звезд с неба не хватал, в Республике в призерах ехал, на Союзе в десятке. Покатался два года, а в 1986, по линии AUTOEXPORT уехал работать в Болгарию. Представлял там отечественные автомобили и мотоциклы. Также обслуживал и наших раллистов, которые приезжали туда на соревнования.

С развалом Союза закончились и мои «каникулы» в Болгарии, пришлось вернуться на родину — в родную Беларусь. Стараюсь не пропускать все авто и мота соревнования в республике, а если есть возможность, то выезжаю поболеть за наших и за границу. Сейчас спорт в стране, конечно же, не тот, но надо верить, что Беларусь еще будет звучать!


Фото из архива А.Ф. Калачева