Угольник
Александр Юлианович

Автор:

Борис Самкович
Вся моя жизнь — это гонки

Александр Юлианович Угольник был в свое время одним из сильнейших мотогонщиков Республики. «Мастер спорта», многократный Чемпион БССР, победитель  и призер многих Всесоюзных соревнований. Он начал заниматься спортом в далеких 60-х. годах и не ушел из мира скоростей до сих пор.

 

Что побудило меня заняться мотоспортом? Даже трудно сказать. Наверное, все началось с велосипеда. В то время приобрести его было не по средствам, и мы делали их своими силами. От велосипеда потянуло к мопеду, от мопеда к мотоциклу.

 

В 1964 году я подписался на журнал «За рулем» и там постоянно читал о мотогонщиках. Все это завораживало и захотелось попробовать самому. Но в секцию брали только тех, у кого были  мотоциклетные права. Пришлось ждать, когда исполниться 16 лет.

 

Весной 1966 года я получил долгожданные права и пошел заниматься мотоспортом в Республиканский автомотоклуб, который располагался, в то время, по адресу Гаражная, 10. Принимал нас там Леонид Иосифович Беркович. Я написал заявление, и он отправил меня в кружок, где тренером работал Владимир Васильевич Оседовский.

 

Погрузился я в это дело с головой, в клубе был хороший коллектив, Владимир Васильевич проводил очень интересные занятия. Но я не хотел оставаться просто кружковцем, а хотел участвовать в соревнованиях. Оседовский видя мое рвение, решил пойти на встречу и уже осенью того же года я принял участие  в гонках. Это был какой-то мотокросс, выступал в нем в классе 125, среди юношей конечно. Сейчас уже даже не вспомню, какое место занял.

 

Через год  уже пересел в класс 350, на мотоцикл «ИЖ». Дело в том, что за команду некому в этом классе ехать было и, как самого высокого, решили посадить меня. Первой моей гонкой в этом классе был Всесоюзный мотокросс на приз газеты «Чырвоная Змена». В серьезной компании уже взрослых и состоявшихся гонщиков я занял пятое место. В общем, мне этот класс понравился. И с тех пор,  от туда, я не уходил.

 

Так стал постоянно участвовать в соревнованиях, набирался опыта, зарабатывал авторитет. Постепенно стали приходить результаты.

 

В этом же году поехал на многодневные гонки. Но неудачно. По лесу несусь, опыта в таких гонках ни какого, трассу по карте сверяешь, вот и заблудился. Назад еду, а на встречу Анатолий Лукьинчик, дорога узкая  и мы с ним на огромной скорости «лоб в лоб» столкнулись. Удар был такой силы, что на моем «ИЖе» переднюю  вилку к заднему колесу загнуло, а я, когда, очнулся, ручку газа в руке держал. Тогда получил тяжелое сотрясение мозга, и на время о гонках пришлось забыть.

 

Вновь за руль мотоцикла я сел лишь в 1971 году, после службы в армии. Стал вспоминать былое, подключать другие виды — «кольцо», трек, «лед».

 

Главными соперниками в кроссе были члены сборной СССР Лев Воронович и Николай Кобелев. Воронович немного позже по возрасту отошел, а Кобелева я в 1972 году на кроссе объехал. И с тех пор пошло. В том же году, на «кольце», выполняю норматив «Кандидата в Мастера спорта».

 

В то время на «кольце» много собиралось, так как во всем Союзе лишь 4 трассы было —  три в Прибалтике и одна в Минске. У нас совместные с Украиной  Чемпионаты Республик проводили, так что собиралась первая группы (не менее 8 «Мастеров спорта»), где можно было выполнять разрядные требования. Годом позже я завоевал почетное для любого спортсмена звание — «Мастер спорта». Попал в сборную республики и стал выступать в Чемпионатах СССР.

 

Первый мой Чемпионат страны проходил в Закарпатье. Это было моторалли, которое длилось 6 дней, но мне суждено было проехать лишь четыре, из-за того, что «развалилось» заднее колесо, ехал тогда восьмым.

 

Спустя год вновь подвела техника.

 

В 1975 Чемпионат проходил в Алма-Ате.  Все дни я проехал без штрафных очков и реально претендовал на медаль. Заключительным испытанием был кросс, со старта ушел первым, но на одном из поворотов изрядно подношенная резина дала о себе знать, и я упал. Тем самым, отлетев на пятое место в итоговом протоколе соревнований. Тут сам собой напрашивается вопрос, — почему на столь важный этап не поставили новый комплект? Да покрышек просто не было. Летели самолетом и запчастей с собой практически не брали. Но командой мы все-таки побеждали, пускай не всегда, но побеждали.

 

Если говорить, в  общем, то на Чемпионаты СССР ездил я очень много раз. Это было отличное время, проводились сборы, комплектовались команды и почти всегда случались различные истории. Например, в 1974 году, когда Чемпионат проходил в Закарпатье со мной интересный случай произашел. Еду я по дистанции  на своем «ИЖе» и у меня клинят задние тормоза, снимаю заднее колесо, вынимаю колодки и дальше в бой. Поехал только с передним тормозом, который был на тех мотоциклах совсем не эффективный. С горы спускаюсь, почти на равнину выехал, ручку газа на себя и пошел. А тут вдруг правый поворот на 90º. Прямо дом и забор из ивовых веток. Я по тормозам, а они мне фигуру из трех пальцев. Заложить не получилось и мой «ИЖ» на полной скорости пробивает этот забор и «идет пахать огороды». В конце концов, упал и лежу. Смотрю народ бежит деревенский, ну, думаю, сейчас бить будут. А они наоборот — подняли, помогли завести и на дорогу вытолкнули. Так день без тормозов и откатал. 

 

Интересная гонка в Великих Луках была — зимний Всесоюзный мотокросс на приз дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза К. К. Рокосовского. Трасса была очень тяжелой — снег перемешанный с грязью. Ехал я в валенках, так как мотоботы в то время были большой роскошью. И от всей этой сырости, воды и грязи они намокли так, что весили примерно по 20 килограмм. Гонка длилась целый час, и последние круги были особенно тяжелы. Сразу со старта ушел первым и так всю гонку. Вторым москвич ехал, которого я на два круга обошел. И надо было такому случиться, что за 400 метров до финиша замкнул свечной колпачок и пробило на массу. Если бы просто на прямую провод к свече пустил, то мотоцикл бы завелся, но в тот момент я просто не подумал об этом, искать поломку, возможно, пришлось бы очень долго и я просто решил тащить мотоцикл к финишу. Именно тащить, потому что катить по тому месиву было просто невозможно. Но все же я выдержал и был на финише первым. Как только линию пересек, упал рядом с мотоциклом и встать не могу, так устал.

 

Не плохо получались у меня и шоссейно-кольцевые гонки. После того, как выиграл Чемпионат Республики, попал в сборную и стал выезжать на гонки в другие республики. Как-то на Союзе в Прибалтике по трассе иду в первой десятке, вроде все не плохо получается, как вдруг у меня клинит двигатель. Резкая блокировка заднего колеса и я лечу в кусты. Несколько переворотов, удар головой и потеря сознания. В итоге сотрясение мозга и перелом пятки. Как очнулся сразу подумал, чтоб я еще когда-нибудь на мотоцикл сел, да ни за что в жизни. Тяжелая травма, не быстрый процесс выздоровления, но страсть к гонкам все же взяла верх, и уже через месяц я вышел на трассу мотокросса.

 

Так гонялся вплоть до 1982 года. Было много неудач, сходов, аварий. Но не буду скромничать и скажу, что и побед было немало. По всем мото дисциплинам ни раз выходил Чемпионом Республики. А в 1976  победил сразу в кроссе, на «кольце», в многодневке и на треке. После завершения карьеры уже серьезно стал работать тренером. И в этой должности тоже был не последним. Через мои руки прошли такие сильные гонщики как Александр Тылецкий, Алексанр Шинкевич, Борис Самкович, Антон Шепит и многие другие. Некоторые даже в сборной Союза были.